Сельский вид
Патрон шедевра
Саврасов Алексей (1830-1897)
Сельский вид
1867
Размер - 64 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.30657
Приобретено у Э.Л. Кузик. 1951
Простота пейзажных мотивов среднерусской природы и их внутренняя поэтичность – эти особенности художественного мышления Саврасова высоко ценили зрители и ученики, воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где Саврасов с 1857 года руководил пейзажным классом. Конец 1860-х – 1870-е годы – время расцвета творчества художника и его безусловного авторитета как пейзажиста.
Чаще всего в работах Саврасова можно увидеть раннюю весну или позднюю осень, его особенно привлекала возможность показать живописную гармонию и красоту переходных состояний природы, неуютных в реальности. Картина «Сельский вид» относится к относительно немногочисленным пейзажам мастера, в которых царствуют прекрасная погода и яркий солнечный свет. Старый деревенский сад с цветущими деревьями, пробуждающиеся от зимней спячки пчелиные ульи, едва зазеленевшая березовая роща вдалеке – нежные, также как будто только расцветающие, краски и деликатная, почти графическая манера письма в картине настраивают на радостный лад. Саврасов искусно варьирует в композиции вертикали и горизонтали, прорисовывая кистью поверх ландшафта тонкие обнаженные ветви деревьев на первом плане. Небесная часть пейзажа, на долю которой приходится почти треть картинного поля, лишена облаков, но не выглядит монотонной. Кажущаяся пустота небес создает впечатление почти безграничной выси, наполненной весенним воздухом.
Известно, что пейзажи Саврасова оказали большое влияние на формирование живописной манеры его выдающегося ученика Исаака Левитана. Как и учитель, Левитан мог наделять краски удивительной звучностью и внутренним светом, не погрешив при этом против реальности. Среди работ Левитана в Третьяковской галерее есть и схожий по мотивам с саврасовским, но более камерный пейзаж «Цветущие яблони» (1896). Впечатление весеннего пробуждения природы, ее хрупкой чистоты достигается здесь уже иными средствами: помимо импрессионистических приемов письма, Левитан использует тушь и перо, буквально прочерчивая поверх живописи тонкие изогнутые веточки цветущих деревьев.