Немухин Владимир (1925-2016)
Посвящение П. Сезанну
1985
Размер - 22 x 27,5 x 27,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-2466
Поступило из Министерства Культуры РФ, приобретено у автора. 1996
Владимир Николаевич Немухин – один из самых значительных художников в истории неофициального послевоенного искусства, член «Лианозовской группы», друг и соратник Оскара Рабина. Он активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в «бульдозерной выставке» в Беляеве (1974). С конца 1960-х годов его живопись находила все большее признание на Западе. В своих работах Немухин часто обращался к трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим композициям. С 1990-х жил в Германии, в Дюссельдорфе.
Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой оммажи, или «мемориальные композиции». Свои скульптурные объекты Немухин посвящает художникам-современникам (Владимиру Вейсбергу, Эдуарду Штейнбергу, Владимиру Янкилевскому), иногда – особо важным для него фигурам истории искусства, учителям (Петру Соколову, Полю Сезанну, Эль Лисицкому).
Немухин писал о своем творчестве: «В Рейнской области Германии, где я подолгу жил, все вокруг предельно уплотнено, поджато друг к другу. Оттого, видимо, обострилась у меня тяга к „простым формам“ – кубу, шару, конусу, пирамиде... Подобный минимализм – это чистая скульптура, здесь форма работает сама по себе и сама за себя. Вступая между собой в пластическое взаимодействие, простые геометрические фигуры образуют особого рода объемные состояния, которые на ассоциативном уровне воспринимаются мной как образы людей, близких мне по жизни или по духу». В представленной работе функция геометрии преимущественно метонимическая – ассоциативно отсылающая к обозначенному в названии персонажу. Соположение имени Сезанна и его легендарного завета – «толкуйте природу посредством куба, цилиндра, конуса и шара» – предстает иконическими элементами, образующими композицию из упомянутых геометрических тел.
Поль Сезанн (1839–1906) – французский художник, представитель постимпрессионизма.