Андреевский Леонид (1894-1938)
Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина. Вид из сквера. Ленинград
1934
Размер - 16,5 x 23
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-316
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина. Вид из сквера» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители различных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание формировалось в соответствии с правильной политической доктриной.
Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина было возведено по проекту архитекторов Г.А. Симонова, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова в 1931–1933 годах на Петроградской стороне. Под строительство был выделен участок сложной формы, определившей криволинейные очертания сооружения. На фотографии – вид на дугообразный корпус с помещениями кабинетов и лабораторий. Через узкую вертикаль лестничных пролетов к нему примыкает клиновидный объем, где были расположены вестибюль и аудитория. Приметы стиля – огромные витражные окна, дополненные полосами ленточного остекления и псевдоленточные проемы, подчеркивающие упругую динамику дугообразного сооружения.
В настоящее время в здании располагается студенческое общежитие Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I.

другие работы автора