Андреевский Леонид (1894-1938)
Трамвайная остановка, совмещенная с общественной уборной на Большом проспекте Петроградской стороны. Ленинград
1934
Размер - 16,8 x 22,2
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-332
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Трамвайная остановка, совмещенная с общественной уборной на Большом проспекте Петроградской стороны» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Здания сооружались из функциональных объемов, эстетика внешняя подчинялась назначению помещений. Излишеств декора не было, допускались лишь детали, подчеркивающие экспрессию форм и характерные элементы стиля.
На фотографии – павильон трамвайной остановки, совмещенный с общественной уборной, находившийся в сквере на углу Большого проспекта и Ижорской улицы. Небольшое здание имеет форму трехчастной пирамиды, состоящей из цилиндрических объемов, выглядит монументально и обладает характерными чертами конструктивизма – псевдоленточными окнами, глубоким козырьком-навесом, опирающимся на один столб, выступающим карнизом, опоясывающим нижний ярус сооружения. Павильоны трамвайных остановок, совмещенные с уборными, появились в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. В 1930-е годы это было обычной практикой в городском хозяйстве. Здание не сохранилось. В настоящее время на этом месте находится памятник Н.А. Добролюбову работы скульптора В.А. Синайского, открытый в 1959 году.

другие работы автора