Владимир Николаевич Немухин – один из самых значительных художников в истории неофициального послевоенного искусства, член
«Лианозовской группы», друг и соратник Оскара Рабина. Он активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в
«бульдозерной выставке» в Беляеве (1974). С конца 1960-х годов его живопись находила все большее признание на Западе. В своих работах Немухин часто обращался к скульптурно-трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим композициям. С 1990-х годов жил в Германии, в Дюссельдорфе.
Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой оммажи, или «мемориальные композиции». Свои скульптурные объекты Немухин посвящает художникам-современникам, иногда – особо важным для него фигурам истории искусства. Сам художник так писал о своих работах: «Мой путь в скульптуре – это минималистская школа, где искусство сведено к своей основной сущности. Оно абстрактно и объективно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Но это отнюдь не минимализм отрицания возможностей, а наоборот – минимализм их рационального выбора».
Владимир Игоревич Яковлев (1934–1998) – русский художник, внук пейзажиста Михаила Яковлева. Как и Владимир Немухин, был представителем неофициального искусства.
Живопись Яковлева сформировалась во многом под влиянием впечатлений от передового западного искусства. В юности у него было диагностировано психическое заболевание, и с 40-х годов он регулярно проходил курсы лечения. В результате этого ему была закрыта дорога в учебные заведения, но отсутствие профессионального образования не помешало Владимиру Яковлеву заниматься творчеством. К началу 1950-х годов у Яковлева стало заметно ухудшаться зрение, которое практически покинуло его в 1970-х. В поздний период художник работал, придвигая лицо почти вплотную к красочной поверхности. На его последних картинах можно заметить толстые, размашистые мазки – только так он мог различать контуры своих героев. Посвященная Владимиру Яковлеву работа не вызывает прямых ассоциаций с творчеством художника, но эмблематический характер скульптуры продуцирует новые смыслы, продиктованные пластической образностью его произведений.