Николай Ге – русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Наиболее известен он картинами из цикла, посвященного жизни Иисуса Христа, –
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1888–1889),
«Что есть истина?» (1890),
«Голгофа» (1892) и другие. Обучался в Императорской Академии художеств в Петербурге.
На рубеже 1860–1870-х годов Николай Ге задумался об исполнении галереи портретов выдающихся русских писателей, художников, композиторов и общественных деятелей. В этот период он жил и работал в Петербурге после длительного пребывания в странах Европы. Впоследствии многие его работы из этой серии были приобретены П.М. Третьяковым для своего собрания.
Николай Ге также проявлял свои художественные способности в пластическом искусстве. Скульптура зачастую помогала художнику в создании крупных многофигурных композиций. Чтобы разместить действующие лица на картине, он предварительно вылепливал в малом масштабе фигуры из глины или воска. Такой метод работы Ге использовал при выполнении эскизов для полотна «Тайная вечеря».
Помимо этого, он создал ряд скульптурных портретов людей культуры и искусства. В 1871 году Ге вылепил портрет Белинского.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – русский литературный теоретик, писатель, публицист. Он работал в крупнейших литературных журналах своего времени: «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник». Под влиянием Шеллинга и Гегеля Белинский пытался синтезировать критику и философию. Огромным вкладом в литературный процесс можно считать разработанные им принципы нового литературного направления – так называемой натуральной школы, главой которой он назвал Н.В. Гоголя.
Художник восхищался им, понимая значимость его фигуры в культурной жизни России. Имея в своем распоряжении посмертную маску критика, снятую скульптором Н.А. Рамазановым, Ге создал образ, который современники считали лучшим среди всех изображений Белинского.
Автор представил портрет писателя в виде бюста с тремя книгами в основании в качестве постамента. На одной из них надпись: «В.Г. Белинскiй». Внимание зрителя привлекают ясно переданные черты лица, характерное выражение чуть прищуренных глаз и некоторая приподнятость линии плеч. Детально проработаны волосы и борода. Образ выглядит живым и непосредственным при лаконичности художественных средств. Сдержанность облика портретируемого говорит о принадлежности этой работы к типу парадного портрета.
Подобные скульптурные портреты создавались живописцами для почитателей крупных деятелей культуры и искусства. Этот бюст был отлит при жизни автора в бронзе по заказу К.Т. Солдатёнкова. Из его коллекции по завещанию после 1901 года был передан в Румянцевский музей. Позднее, после революции 1917-го, портрет вошел в собрание Третьяковской галереи.