Кана
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Кана
1883
Размер - 14,2 x 21,4
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2784
Дар П.М. Третьякова. 1895
В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил свое первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Александр Головин писал о Поленове: «Его этюды – палестинские и египетские – радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже одного этого было достаточно для того, чтобы зажечь художественную молодежь».
На этюде «Кана» Поленов изобразил источник с группой людей возле него и древние стены поселения, где, по преданию, Иисус Христос совершил первое чудо претворения воды в вино во время свадьбы. В современной научной литературе существуют разные версии о местонахождении Каны Галилейской, которая упоминается в тексте Евангелия от Иоанна.
Композиция этюда с небольшими изменениями была воспроизведена на картине «В Кане Галилейской» (частное собрание) из серии «Из жизни Христа».