Немухин Владимир (1925-2016)
Проект памятника художнику В. Яковлеву
2007
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-3416/1-2
Дар В.Н. Немухина. 2014
Владимир Николаевич Немухин – один из самых значительных художников в истории неофициального послевоенного искусства, член «Лианозовской группы», друг и соратник Оскара Рабина. Он активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в «бульдозерной выставке» в Беляеве (1974). С конца 1960-х годов его живопись находила все большее признание на Западе. В своих работах Немухин часто обращался к скульптурно-трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим композициям. С 1990-х годов жил в Германии, в Дюссельдорфе.
Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой оммажи, или «мемориальные композиции». Свои скульптурные объекты Немухин посвящал художникам-современникам, иногда – особо важным для него фигурам в истории искусства.
Владимир Игоревич Яковлев (1934–1998) – русский художник, внук пейзажиста Михаила Яковлева. Как и Владимир Немухин, он был представителем неофициального искусства, формировался во многом под влиянием впечатлений от западного арт-авангарда. В юности у него было диагностировано психическое заболевание, и с 40-х годов он регулярно проходил курсы лечения. Из-за этого ему была закрыта дорога в учебные заведения, но отсутствие профессионального образования не помешало Владимиру Яковлеву заниматься творчеством. Немухин вспоминал о художнике: «Владимир Яковлев, Анатолий Зверев и Владимир Вейсберг – эти три гениальных шизофреника утвердили в “здоровом” советском обществе право на болезнь как способ постижения бытия. Каждый из них по-своему и абсолютно неповторимо явил удивительные примеры целостного видения мира, ту самую “мудрую детскость”, которая всегда есть торжество “внутреннего человека”, постоянный укор человеку “внешнему”».
К началу 1950-х у Яковлева стало заметно ухудшаться зрение, которое практически покинуло его в 1970-х. В поздний период художник работал, придвигая лицо почти вплотную к красочной поверхности. На его последних картинах можно заметить толстые размашистые мазки – только так он мог различать контуры своих героев. Владимир Немухин писал про художника: «Живопись Яковлева – это мир незащищенной реальности, простых предметов, фигур, животных, цветов, который, при всей своей тревожной неустойчивости, впечатляет уверенностью знания». В импровизированной модели памятника, посвященного Владимиру Яковлеву, художник цитирует свою более раннюю работу («Посвящение В. Яковлеву», 2000). При этом он не буквально воспроизводит собственную скульптуру, но вписывает ее в некое архитектурное окружение. Проект памятника не вызывает прямых ассоциаций с живописью Яковлева, но эмблематический характер скульптуры перекликается с творчеством художника.