Маковский Константин (1839-1915)
В мастерской художника
1882
Размер - 29 x 22
Материал - бумага
Техника - чернила, тушь, перо, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.7158
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
В собрании Третьяковской галереи хранится много графических повторений живописных произведений, так называемых реплик. Они появились в середине XIX века и были связаны с особенностями типографского процесса того времени. Невозможность репродуцирования в цвете в сопровождающих выставки каталогах и на страницах самой популярной многотиражной периодики рождала необходимость их перевода в черно-белые тона. Как правило, это делали сами авторы картин. Особую роль в развитии жанра реплик сыграло издание «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве» 1882 года. Почти все эти «каталожные оригиналы» были приобретены И.Е. Цветковым у составителя издания Н.П. Собко и в составе его коллекции поступили в Третьяковскую галерею.
Реплика одноименной картины К.Е. Маковского «В мастерской художника» (1881, Государственная Третьяковская галерея) была исполнена мастером именно для этого каталога. На рисунке изображен трехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое расшитой узорами тканью, тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пес мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя маленького «вора». Этот трехлетний малыш – сын художника, Сергей Маковский, в будущем поэт и известный критик. Он оставил воспоминания о мастерской отца: «Как восхищала меня эта очень высокая и просторная мастерская с огромным окном налево от входной двери, пахнущая скипидаром, вся заставленная старинной мебелью: шкапы, витрины, столики с плоскими ящичками для красок; баулы, ларцы из слоновой кости, кованые рундуки, букеты кистей в китайских вазах, набитые паклей манекены, и на стенах, до самого потолка, картины, гипсовые слепки, оружие…»