В собрании Третьяковской галереи хранится достаточно много графических повторений живописных произведений, так называемых реплик. Они появились в середине XIX века и были связаны с особенностями типографского процесса того времени. Невозможность репродуцирования в цвете в сопровождающих выставки каталогах и на страницах самой популярной многотиражной периодики рождала необходимость их перевода в черно-белые тона. Как правило, это делали сами авторы картин. Особую роль в развитии жанра реплик сыграло издание «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве» 1882 года. Почти все эти «каталожные оригиналы» были приобретены И.Е. Цветковым у составителя издания Н.П. Собко и в составе его коллекции поступили в Третьяковскую галерею.
Реплика картины К.Е. Маковского «Портрет Ю.П. Маковской» (1881, Государственный Русский музей) была исполнена художником именно для этого каталога.
Художник вписывает сидящую фигуру в сильно вытянутый по вертикали лист, воспроизводя композицию картины. Помня о назначении рисунка, Маковский не пытается имитировать живописное полотно, а создает его графический эквивалент. Разнообразная штриховка, контрастные акценты черного, гибкая живая линия складок платья передают то ощущение маэстрии, которое отличает живописный портрет. Моделью послужила Юлия Павловна Маковская, вторая жена художника, его муза и модель для многих исторических и мифологических композиций.