Светлое и радостное время 1960-х, годы грандиозного строительства, начала освоения космоса, расцвета науки и культуры было и временем расцвета и широкого распространения советского искусства. Существовал Всесоюзный производственно-художественный комбинат, на котором в огромных количествах выпускались для массовой продажи произведения тиражной графики и мелкой пластики. Искусство врывалось в жизнь и в каждый дом миллионами художественно иллюстрированных книг и необыкновенно популярных тогда ярких цветных эстампов, исполненных в энергичной технике линогравюры. «Красные папоротники» Гурия Захарова – один из них. По излучаемому эстампом радостному романтизму его можно назвать одним из «знаков времени» шестидесятых.
Эти годы были и временем обращения современного человека к истокам национальной культуры, поиска интеллигенцией народных корней. В литературе и изобразительном искусстве широкое распространение получила тема деревни. В «Красных папоротниках» она обрела высокое и бодрое звучание.
Изображен уголок интерьера сельского дома с окном, за которым видны пасущиеся кони, один из них – любимого народом красного цвета. Возникает подсознательная ассоциация со знаменитым произведением национального искусства «Купание красного коня» К.С. Петрова-Водкина, в котором закусивший удила и дико косящий глазом красный конь служит символом предреволюционной России. У Захарова в 1963 году красный конь мирно пасется рядом с зеркально повторяющим его позу и движение конем черным. Их силуэты изящны, при этом обобщены и стилизованы в духе народной игрушки: перед нами крутогривые «коники». Красный с черным на белом фоне – цвета народной вышивки крестом. Довольно сложная композиция исполнена покоя и мира, предметы и цвета в ней замечательно уравновешены. Виден угол покрытого белой скатертью стола с уютным заварочным чайничком, широкий белый подоконник со стоящей на нем крынкой, спинка гостеприимно отодвинутого от стола стула с красным сиденьем. Почти всю левую половину листа занимает изображение красных листьев огромного букета папоротника. Вряд ли простой колхозник украсил бы свою избу букетом папоротника, но для художника и романтического зрителя папоротник – тоже своего рода символ России. Он связан с традиционным у нашего народа поиском мистического цветка этого нецветущего растения в ночь летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы на Ивана Купалу, с древними языческими игрищами и таинственными обрядами.