В 1960-е годы научная и техническая интеллигенция, люди творческих профессий начали очень много путешествовать по стране. Ежегодные поездки «в глубинку» стали обычным явлением. В деревне, в селе городские жители напитывались впечатлениями обыденной народной жизни, осознавали свою внутреннюю связь с ней, свои народные и исторические корни. Линогравюра «Русская печь» – итог поездки молодых художников, супругов Гурия Захарова и Татьяны Соколовой в деревню на Рыбинском водохранилище.
Печь для крестьянской семьи – источник тепла и ежедневной пищи насущной, центр Дома, средоточие Родины, ее символ. И для Захарова русская печь – сакральный предмет, символ основательности, нерушимости, надежности. Дома в войну сгорали, но печи на своем месте оставались! Подростком, в 1941 году, художник жил с младшими братьями и сестрами в земляной щели, вырытой под артобстрелом рядом с родным домом на окраине города Кимры в трехстах метрах от передовой. Он мог наблюдать это воочию.
Всю правую часть композиции вполне заурядного деревенского интерьера занимает огромная, пылающая огнем русская печь, а в левой половине изображена метущая пол плотная, крепко сбитая молодая баба – жена художника Татьяна, генеральская дочь, скульптор, обладавшая яркой, типично русской красотой и статью.
Женщина изображена со спины на фоне открытой двери и окна в сенях, сноп света пронизывает ее сильную фигуру в характерном упругом движении метущего пол человека. Перед нами – образ-знак, застывший кадр исконной русской жизни – своего рода отечественный неореализм, собрат гремевшего в 1960-е годы в киноискусстве итальянского неореализма. Не только научные, но и художественные новаторские идеи носятся в воздухе и могут проявлять себя одновременно в разных точках Земли в разных видах искусства.