Корин Павел (1892-1967)
Реквием
1935-1959 г.
Размер - 65 x 107,5
Материал - бумага
Техника - гуашь, темпера
Инвентарный номер - РС-2324
Поступило от Всесоюзного художественно-производственного комбината имени Е.В. Вучетича. 1968
Идея написания большой, значимой картины волновала Павла Корина уже в студенческие годы. Преклоняясь перед великими мастерами прошлого, П.Д. Корин чувствовал в себе силы создать произведение, в котором смог бы передать нечто важное, то, что возвысило бы над обыденностью.
В 1925 году Павел Корин стал свидетелем похорон патриарха Тихона. Люди нескончаемым потоком шли ко гробу патриарха, и художник был поражен всенародным прощанием со святителем. В участниках похорон П.Д. Корин увидел будущих героев своей картины. Среди тех, кто пришел проститься со святейшим, были люди разных сословий и званий - представители духовенства, интеллигенции, простого люда. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить.
Вначале картина задумывалась как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием, но постепенно она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видел людей твердых духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Композицию своей будущей картины П.Д. Корин изначально представляет в виде шествия людей на фоне пейзажа. Ее темой становится последний суд, он называет эту композицию «Исход в Иосафатову долину Страшного суда». После того, как в 1930-х годах П.Д. Корин получает возможность работать в Московском Кремле, у него появляется вариант эскиза, где действие происходит на Соборной площади. В окончательном варианте композиции он решает поместить своих героев в интерьер Успенского собора, символа русского государства, имевшего большое значение в его истории.
В новом варианте композиции мотив шествия сменяется предстоянием персонажей. Художнику удалось сплотить в единое движение все фигуры, существовавшие до этого обособленно на этюдах.
Колористическое решение картины построено на контрасте насыщенных, светлых тонов центральной части и темных цветов, преобладающих в боковых группах персонажей. Минорные аккорды черного на флангах постепенно переходят в мажорную гамму центра, с ликующими аккордами красного и золота в обрамлении синевато-голубого тона.
Эскиз дает представление о том, какой могла быть задуманная П.Д. Кориным картина, которую действительно можно считать главным произведением Павла Корина. До последних дней жизни художник не оставлял мыслей о ее воплощении. Несмотря на то, что на большой холст она так и не была перенесена, идея этой картины получила свое воплощение в серии портретов и в главном эскизе всей композиции.