Александр Невский. Эскиз к мозаичному панно станции метро «Комсомольская»
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Александр Невский. Эскиз к мозаичному панно станции метро «Комсомольская»
1951
Размер - 104 x 75
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - ЖС-1244
Приобретено у автора. 1956
Проект станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» был разработан А.В. Щусевым, а после его смерти в 1949 году дорабатывался архитекторами В.Д. Кокориным, А.Ю. Заболотной и В.С. Варваниным. Главным декоративным убранством станции должны были стать плафоны с фресками на своде. Но по настоянию художника П.Д. Корина живопись заменили на мозаику – эта техника менее подвержена воздействию влаги, проникновение которой в подземном сооружении нельзя исключить. Для «Комсомольской-кольцевой» Корин не только создал эскизы панно, но и организовал мозаичную мастерскую в Измайловском депо и полностью контролировал процесс набора, что позволило значительно поднять качество исполнения работ. На своде станции размещены восемь основных сюжетных мозаик. Первые пять панно иллюстрируют речь И.В. Сталина на параде 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..» Три последние композиции посвящены историческим событиям ХХ века.
Первая мозаика в серии плафонов Корина – «Александр Невский». К этому образу художник уже обращался в 1942 году, когда писал свой знаменитый одноименный триптих. Отдельные элементы из триптиха Павел Дмитриевич перенес и в мозаику: Невский изображен под стягом с ликом Спаса, в накинутом на плечи алом плаще, на заднем плане виден храм Софии Новгородской. Однако здесь художник создал иной образ князя, уходя от суровости и монументальности его фигуры. Во всей композиции художник усилил декоративное начало, подчеркнув его мерцающим золотым фоном, развевающимся ярким плащом князя, сияющими доспехами, что позволило создать торжественное, праздничное настроение.