Александр Невский. Эскиз к мозаичному панно станции метро Комсомольская
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Александр Невский. Эскиз к мозаичному панно станции метро Комсомольская
1951 год
Размер - 104 x 75
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - ЖС-1244
Приобретено у автора. 1956
Проект станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» был разработан А.В. Щусевым, а после его смерти в 1949 году дорабатывался архитекторами В.Д. Кокориным, А.Ю. Заболотной и В.С. Варваниным. Главным декоративным украшением станции должны были стать размещенные на своде плафоны с фресками. Но по настоянию художника П.Д. Корина живопись заменили на мозаику, как на технику, менее подверженную воздействию влаги, проникновение которой в подземном метро нельзя исключить.
Для «Комсомольской-кольцевой» П.Д. Корин не только создал эскизы панно, но и организовал мозаичную мастерскую в Измайловском депо и полностью контролировал процесс набора, что позволило значительно поднять качество исполнения работ.
На своде станции размещены восемь основных сюжетных мозаик. Первые пять панно иллюстрируют речь И.В. Сталина на параде 1941 года: "Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!.." Три последних посвящены историческим событиям ХХ века.
Первая мозаика в серии плафонов П.Д. Корина – «Александр Невский». К образу Александра Невского художник уже обращался в 1942 году, когда писал свой знаменитый одноименный триптих. Отдельные элементы из триптиха Павел Дмитриевич переносит и в мозаику: Невский изображен под стягом с ликом Спаса, в накинутом на плечи алом плаще, на заднем плане виден храм Софии Новгородской. Однако здесь П.Д. Корин создает иной образ Невского, уходит от суровости и монументальности его фигуры. Во всей композиции художник усиливает декоративное начало, подчеркивает его мерцающим золотым фоном, развевающимся ярким плащом князя, сияющими доспехами и создает торжественное и праздничное ощущение.