Корин Павел (1892-1967)
Минин и Пожарский. Эскиз для станции метро "Комсомольская"
1951 год
Размер - 123 x 83
Материал - картон
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - ЖС-1247
Приобретено у автора. 1956
Проект станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» был разработан А.В. Щусевым, а после его смерти в 1949 году дорабатывался архитекторами В.Д. Кокориным, А.Ю. Заболотной и В.С. Варваниным. Главным декоративным украшением станции должны были стать размещенные на своде плафоны с фресками. Но по настоянию художника П.Д. Корина живопись заменили на мозаику, как на технику, менее подверженную воздействию влаги, проникновение которой в подземном метро нельзя исключить.
Для «Комсомольской-кольцевой» П.Д. Корин не только создал эскизы панно, но и организовал мозаичную мастерскую в Измайловском депо и полностью контролировал процесс набора, что позволило значительно поднять качество исполнения работ.
На своде станции размещены восемь основных сюжетных мозаик. Первые пять панно иллюстрируют речь И.В. Сталина на параде 1941 года: "Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!.." Три последних посвящены историческим событиям ХХ века.
Мозаика "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский" посвящена событиям 1612 года, когда собранное К.М. Мининым и Д.М. Пожарским ополчение изгнало из Москвы польские войска. Но сами К.М. Минин и Д.М. Пожарский, хоть и расположены в центре композиции, не самые главные персонажи. Главным героем этой мозаики П.Д. Корин делает народное ополчение, стоящее у стен Кремля.
Основное смысловое действие сосредотачивается на втором плане, заполненном мелкими и повторяющимися фигурами. На первый план П.Д. Корин выводит несколько фигур, крупных, решенных более индивидуально и реалистично. Это позволяет избежать излишней декоративности и сбоя масштаба относительно других мозаик.