Корин Павел (1892-1967)
Дмитрий Донской. Эскиз для станции метро «Комсомольская»
1951
Размер - 114,5 x 83
Материал - картон
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - ЖС-1245
Приобретено у автора. 1956
Проект станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» был разработан А.В. Щусевым, а после его смерти в 1949 году дорабатывался архитекторами В.Д. Кокориным, А.Ю. Заболотной и В.С. Варваниным. Главным декоративным убранством станции должны были стать плафоны с фресками на своде. Но по настоянию художника П.Д. Корина живопись заменили на мозаику – эта техника менее подвержена воздействию влаги, проникновение которой в подземном сооружении нельзя исключить. Для «Комсомольской-кольцевой» П.Д. Корин не только создал эскизы панно, но и организовал мозаичную мастерскую в Измайловском депо и полностью контролировал процесс набора, что позволило значительно поднять качество исполнения работ. На своде станции размещены восемь основных сюжетных мозаик. Первые пять панно иллюстрируют речь И.В. Сталина на параде 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..» Три последние композиции посвящены историческим событиям ХХ века.
На мозаике «Дмитрий Донской», как и на всех панно этой станции, запечатлен переломный момент русской истории. Объединенное воинство под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича готовится вступить в решающее сражение с войсками Мамая, впоследствии получившее название Куликовской битвы. Дмитрий Донской изображен в центре мозаики, под стягом с ликом Спасителя, а за его спиной собралось всё огромное войско. Но на первый план выведены две фигуры воинов-схимников, следовавших за Дмитрием по благословению святого Сергия Радонежского – Осляби и Пересвета. Эта мозаика одной из первых пострадала от советской цензуры. Недовольство было вызвано ликом Спаса, слишком похожим на икону и располагавшимся в смысловом центре композиции. Уже набранную, но еще не смонтированную на свод мозаику пришлось разбивать и переделывать. П.Д. Корин писал: «Лик Спаса заставили испортить. Настаивали, чтобы я его совсем уничтожил. …На стяге лик Спасов выбит по настоянию невежд и подхалимов. Противно, гадко».