Протоиерей Василий Федорович Соболев
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Протоиерей Василий Федорович Соболев
1930
Размер - 142,8 x 89,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-576
Приобретено у автора. 1965
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Василий Федорович Соболев, портрет которого был написан в 1930 году был одним из священников храма Христа Спасителя. Павел Дмитриевич попросил его о позировании, придя к нему самостоятельно, без рекомендации. Когда тот стал сомневаться, П.Д. Корин сказал, что ему уже позировал митрополит Трифон Туркестанов. Владыка пользовался большим уважением в обществе, и, вдохновленный таким примером, протоиерей тут же согласился. Работать Павлу Дмитриевичу приходилось очень быстро, так как Соболев согласился только на несколько сеансов, и то коротких. Возможно из-за спешки, художник выходит за рамки выбранного им холста.
Павел Дмитриевич старался схватить главное - лицо, его выражение. Одежду он прописывал для общего тона, фоны дописывал позже. Работая над портретом, П.Д. Корин стремился усилить в нем монументальность, взгляд зрителя вынужденно направлен на изображенного снизу вверх.