Митрополит Трифон, в миру князь Туркестанов. Этюд
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Митрополит Трифон, в миру князь Туркестанов. Этюд
1929 год
Размер - 123,5 x 68
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-578
Приобретено у автора. 1965
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину, в которой он решает запечатлеть тех представителей духовенства, интеллигенции, простого люда, которых он увидел во время похорон патриарха. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и, как ему казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием, но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей, не сломленных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над эскизом самого произведения.
Портрет владыки Трифона Туркестанова был написан одним из первых и стал решающим в начале писания портретов к картине, так как в духовных кругах владыка пользовался большим уважением, и его согласие на написание портрета могло послужить примером для других выбранных П.Д. Кориным духовных лиц.
Митрополит Трифон Туркестанов (1861-1934) был широко почитаем народом как подвижник, проповедник и духовный наставник. Особое внимание митрополит Трифон уделял благотворительности, он был членом нескольких благотворительных учреждений, для нужд которых жертвовал свои личные средства, являлся также председателем Московского отделения попечительства о слепых. Автор проповедей, составитель молитв, в народе он был известен как "Московский Златоуст". В свое время митрополит Трифон закончил историко-филологический факультет МГУ, вел научную работу, был действительным членом Московского археологического института. С началом Первой мировой войны он оставил должность викария Московской епархии и отправился на фронт в качестве полкового священника, совершал богослужения на линии огня, в окопах поддерживал солдат во время боя. Получив контузию и ослепнув на один глаз, он был вынужден вернуться в Москву и в 1916 году ушел на покой в Ново-Иерусалимский монастырь. Однако вскоре снова отправился на фронт и вернулся только в 1917 году.
На момент написания портрета в 1929 году владыка жил уже на покое, но продолжал участвовать в богослужениях в тех храмах, которые оставались открыты. Через своего учителя Михаила Нестерова Павел Корин обратился к владыке с просьбой о позировании, и тот дал свое согласие.
Павел Дмитриевич изобразил владыку Трифона в ярко-красном епископском пасхальном облачении, которое подчеркивает одухотворенный облик владыки. По замыслу художника, он должен был стать одним из ключевых образов будущей картины. В окончательном эскизе композиции митрополит Трифон помещен в первом ряду центральной группы, сходящей с амвона Успенского собора, рядом с протодьяконом Холмогоровым. Несмотря на контрастное расположение невысокой, согбенной фигуры владыки рядом с крупной фигурой протодьякона, именно он собирает композицию всего эскиза, являясь ее замковый камнем.