Владыка Трифон Туркестанов одним из первых был написан Павлом Кориным для неосуществленной картины «Реквием». В духовных кругах владыка пользовался большим уважением, и его согласие позировать малоизвестному на тот момент художнику послужило примером для других духовных лиц.
Митрополит Трифон Туркестанов (1861–1934) был широко почитаем народом как подвижник, проповедник и духовный наставник. Особое внимание он уделял благотворительности, был членом нескольких филантропических учреждений, на нужды которых жертвовал личные средства, возглавлял также Московское отделение попечительства о слепых. В народе он был известен как талантливый проповедник, его называли «московский Златоуст». Митрополит Трифон окончил историко-филологический факультет Московского университета, вел научную работу, был действительным членом Московского археологического института. С началом Первой мировой войны он оставил должность викария Московской епархии и отправился на фронт в качестве полкового священника, где совершал богослужения на линии огня, в окопах поддерживал солдат во время боя. Получив контузию и ослепнув на один глаз, он был вынужден вернуться в Москву и в 1916 году ушел на покой в Ново-Иерусалимский монастырь. Однако вскоре снова отправился на фронт и вернулся только в 1917 году. На момент создания портрета владыка пребывал уже на покое, но продолжал участвовать в богослужениях в остававшихся открытыми храмах/
Павел Дмитриевич изобразил владыку Трифона в ярко-красном епископском пасхальном облачении, которое подчеркивает одухотворенность его облика. По замыслу художника, он должен был стать одним из ключевых образов будущей картины. В окончательном эскизе полотна митрополит Трифон изображен стоящим на амвоне Успенского собора в первом ряду, в центре. Его фигура служит своего рода замковым камнем всей композиции.