Верещагин Василий (1842-1904)
Торжествуют
1872
Размер - 195,5 x 257
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1998
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
Картина входит в состав Туркестанской серии, целиком приобретенной в 1874 году Павлом Третьяковым. Произведение исполнено в Мюнхене, куда художник был командирован для работы над живописным циклом картин о Туркестане, частью которого стала «Героическая поэма “Варвары”». Верещагин не случайно называл серию «Варвары» «поэмой» в картинах, намекая на ее близость к эпическому литературному жанру. Зритель должен был рассматривать живописные произведения последовательно, перемещаясь от «завязки», через «кульминацию» – к «эпилогу». «Поэма» в семи картинах повествовала о гибели русского отряда в степях Туркестана, почти каждое полотно сопровождалось развернутым комментарием в каталоге выставки, некоторые содержали короткие и лаконичные тексты на рамах. Так литература дополняла живопись. До Верещагина подобный прием серийности имел место лишь в книжной иллюстрации.
Произведение «Торжествуют» по времени действия следует за полотном «Представляют трофеи» (1872) и относится к событиям, происходящим уже после гибели русского отряда. На картине изображена центральная площадь Самарканда – Регистан (в переводе с персидского – «место, покрытое песком»). На площадь выходили три медресе: Улугбека, Шир-Дор (Шердор) и Тилля-Карри, составляющие красивейший комплекс исламской архитектуры ХV–ХVII веков. Верещагин представил лишь одно из них – Шир-Дор («имеющее львов»), с мозаичными изображениями зверей над главным порталом. Композиционным центром полотна является мулла, окруженный толпой местных жителей. Указывая на небо, он о чем-то увлеченно говорит, призывая высшие силы в свидетели. Возможно, речь идет о газавате – одной из форм священных для мусульман войн за веру. Народ внимает ему, затаив дыхание.
Зритель, – увлеченно разглядывающий восхитительное медресе, декорированное голубыми изразцами; яркие бухарские халаты; необычные атрибуты дервишей; животных и людей в различных позах, – не сразу понимает, что картина о войне. А мулла стоит перед едва различимыми шестами с отрубленными головами противника. По воспоминаниям Верещагина, среднеазиатские воины после удачного боя получали в награду по дорогому халату за каждого уничтоженного противника. Враг считался убитым только в случае, если его отрубленная голова предоставлялась эмиру. Так в погоне за «трофеями» некоторые воины Бухарского эмирата не брезговали даже давними трупами русских, отрубая и им головы «в свою пользу». Эмир назначал «день благодарения высших сил», в который награждали отличившихся воинов, а головы врага «выставлялись на площади на показ народу». Возможно, поэтому авторские тексты на раме картины гласят: «Торжествуют: Так повелевает Бог» и «Нет Бога, кроме Бога». В каталоге выставки художник отмечает, что надпись на раме цитирует Коран.
Конечно, живописец не мог быть свидетелем подобной сцены на площади Регистан, где в то время находился базар. Но в период военных действий в Туркестане Верещагин нередко встречал оставленные трупы русских солдат с вырезанными из плеч головами, которые неприятель увозил в сумках на седле.
Площадь Регистан с того же ракурса изображена на картине «Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде» (1869–1870), что позволяет считать ее этюдом, послужившим материалом к масштабному полотну «Торжествуют».