Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Еленой Александровой, проводил в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. Здесь, среди дубовых рощ, он начал работать над картиной “Изумрудное ожерелье”, ставшей воплощением его старого замысла – воспеть лето, молодость, стремление к счастью. Борисов-Мусатов назовет “Изумрудное ожерелье” самой “языческой” своей картиной. В его понимании “язычество” – синоним пантеизма. Полные нежной прелести девушки “Изумрудного ожерелья” так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шарики одуванчиков среди зеленой травы.
В “Изумрудном ожерелье” Борисов-Мусатов отказывается от замкнутой композиции. Кажется, что женские фигуры, расположенные вдоль полотна, только что двигались вперед, но по какой-то неведомой зрителю причине движение прервалось – кто-то из девушек остановился, кто-то оглянулся назад и лишь та, что расположена в правой части картины, с отливающими золотом локонами, продолжает движение. Своеобразные «гирлянды» дубовых листьев, располагающиеся над головами девушек, повторяют ритм этого остановившегося шествия. Ритмичность присуща и цветовому решению картины, которое строится на градациях темно-зеленых, сине-зеленых, изумрудных, оливковых, золотистых, желто-зеленых цветов и оттенков.
Автору не важен сюжет картины, в ней нет событийной связи или аллегорического смысла. Фигуры не олицетворяют ничего конкретного, художник просто располагает их на фоне прихотливого узора зеленых листьев, как ювелир создает из драгоценных камней изумрудное ожерелье. Борисов-Мусатов заканчивал картину в Подольске, под Москвой, куда он в конце 1903 года переехал из Саратова. Близость к Москве была крайне важна для него. Уже в течение ряда лет он был признанным лидером, идейным руководителем и одним из организаторов выставок Московского товарищества художников. Вокруг этого объединения постепенно начинали группироваться молодые последователи Борисова-Мусатова – выходцы из Саратова живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин и их друзья Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, которые через несколько лет образуют свое художественное объединение –
«Голубая роза».