Борисов-Мусатов Виктор (1870-1905)
Портрет дамы
1902
Размер - 82 x 62,7
Материал - бумага на холсте
Техника - пастель, уголь, акварель
Инвентарный номер - Инв.3717
Приобретено у Е.В. Борисовой-Мусатовой. 1907
Известно, что В.Э. Борисов-Мусатов был серьезно увлечен художественной фотографией. Художник обратился к ней в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Борисов-Мусатов желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Прообразом этого портрета послужила фотография будущей жены художника, Елены Александровой.
Свадьба Борисова-Мусатова и Елены Александровой состоялась в 1903 году. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович.
На пике творческого подъема Мусатов написал картину «Портрет дамы». Постоянство, с которым художник начинал сеанс работы с фотокамеры, говорит о необходимости для него именно такого подхода. Сравнивая сохранившийся снимок с рисунком, исполненным на его основе, можно отметить особую «контрастность» – следование графического языка фотографии, построенное на тональных оттенках двух цветов. Акварель тем самым оборачивается прозрачностью, «нематериальностью» цвета, игрой полутонов, приглушенных размытых красок, тающих теней, что как нельзя более соответствует поэтическим образам его призрачного мира.
Одевая свои модели в старинные костюмы, помещая их в атмосферу реальных старинных усадеб, окружая предметами старины и фиксируя все это при помощи фотокамеры, Борисов-Мусатов как бы воплощает свои грезы в жизнь, создает ту «прекрасную реальность» без примет конкретного времени, которая живет в поэзии Серебряного века.