Клюн Иван (1873-1943)
Лица
1931
Размер - 31 x 41
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, черный карандаш
Инвентарный номер - РС-12435
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков) прожил сложную жизнь в искусстве. У многих мастеров линия творческой эволюции ясная и понятная, но этого нельзя сказать о работах Клюна. В молодости он был заметной фигурой в кругу русских авангардистов, последователем Малевича. В 1930-е годы в его искусстве неожиданно возникли символические мотивы и адекватная им поэтика модерна. Он создал несколько таких произведений.
При этом Иван Клюн остро чувствовал окружающую действительность. Как и многие его современники, он был потрясен страшным голодом, охватившим в 1932−1933 годах обширные территории СССР, в основном степные районы. Малевич в то время создавал второй крестьянский цикл (1928−1932), в котором, не отказываясь от супрематического канона, передавал свое ощущение гибели старой деревни. Клюн полностью отказался от геометризма и схематизма прежней манеры и стал работать в острой, экспрессивной, но абсолютно точной реалистической стилистике.
Именно так был создан в 1931 году рисунок «Лица». Перед нами группа крестьян из десяти человек. Карандашными штрихами он запечатлел и лохматые бороды мужиков, и морщинистое лицо старухи справа, и обвислые щеки женщины в глубине, мягкой растушевкой передал объемы фигур. Художник изобразил крестьян, подвергавшихся жестким процессам раскулачивания и коллективизации. Он построил необычную композицию, соединив все портреты в плотную монолитную массу. Люди на рисунке изображены в разных поворотах, в разных ракурсах. Они и сами очень разные: старые и молодые, мужчины, женщины, ребенок. Но на всех лицах испуг, вопрос, недоумение. Никто не безмятежен, никто не радуется. Вся группа охвачена общей эмоцией, на всех лежит печать неблагополучия, возможно, долгого голодания.
В небольшом рисунке Клюн, виртуозно используя карандаши, создал десяток портретов крестьян и одновременно общий портрет крестьянина 1931 года. На переднем плане он нарисовал выразительное лицо человека, глядящего прямо на зрителя. В этом взгляде мастер сконцентрировал образный смысл рисунка.