Клюн Иван (1873-1943)
Офелия
1933
Размер - 41,5 x 31,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, акварель
Инвентарный номер - РС-12434
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков) прожил сложную жизнь в искусстве. Если у многих мастеров линия творческой эволюции ясная и понятная, то о работах Клюна этого сказать нельзя. В молодости он был заметной фигурой в кругу русских авангардистов, последователем Малевича, супрематистом. Но в 1930-е годы в его искусстве возникли аллегорические и символические мотивы и адекватная им поэтика стиля модерн. Он создал несколько таких произведений.
Одним из них стал выполненный акварелью рисунок «Офелия». В этот, казалось бы, поэтичный сюжет Клюн внес неожиданную для зрителя жестокость. Он создал не идеально красивый, а уродливый, пугающий образ утопленницы. При всей обобщенности изображения художник тщательно фиксирует страшные детали: открытые мертвые глаза, зубы, светящиеся на фоне серого лица. Даже выбившиеся волосы девушки напоминают какое-то водяное чудовище. Или это и есть нечто живущее в воде?
Удивительным образом при этом акварельный рисунок сохраняет декоративную привлекательность. Рядом с отталкивающим обликом утопленницы Клюн изображает яркое цветущее растение. Алый цветок становится вторым центром композиции – отрадным. Автор внимательно прослеживает путь золотистого солнечного луча, пронизывающего толщу воды. Все линии рисунка, кроме четкого силуэта луча, мягкие и гибкие. Таков даже страшный силуэт мертвой Офелии. Клюну удалось через плавные формы облаков, волн, растений создать красивый образ водной стихии, в которую ушла юная утопленница.
Клюн столь же изыскан и в цветовом решении рисунка. Он умело использует нежные оттенки акварели в изображении неба, песка на дне водоема, толщи воды, даже в облике утонувшей девушки. Черное пятно в верхней части листа, не оправданное образом безмятежного пейзажа, придает всему рисунку трагическую ноту.