Пастельные мелки очень рано появляются в художественной практике Левитана, однако о подлинном расцвете творчества Левитана-пастелиста следует говорить только применительно к 1890-м годам. Колористическое чутье художника позволило ему смело использовать чистоту цвета, присущую пастельным карандашам, для усиления образной выразительности композиции. Немаловажным событием начала 1890 года, возможно, повлиявшим на обращение Левитана к технике пастели, стало его первое заграничное путешествие, когда, после знакомства с историей французской пастели, у него появилось желание воспользоваться новым для него пластическим языком. Именно в этой технике наиболее ярко раскрылась любовь художника к живой красоте мира, к богатству его форм и цвета. Пастели Левитана 1890-х годов – целая эпоха в истории развития русской пленэрной живописи, отмеченная особой колористической свежестью, творческой свободой, профессиональной уверенностью, вызывающими тончайшие зрительские ощущения.
Есть все основания полагать, что пастель «Цветущий сад» (1890–1893) была исполнена вслед за пастелью
«Близ Бордигеры на севере Италии» (1890) во время путешествия художника по Франции и Италии. Их сближает камерный лиризм изображенных мотивов, скромных в своей простоте и обыденности. Их также роднит интерес художника к теме свежести и лучезарного обновления природы, страстная увлеченность поэтическим образом цветущих деревьев. Пастели исполнены в излюбленной художником гамме звучных и чистых цветов: коричневых и изумрудно-зеленых. В эмоциональной выразительности пастели «Цветущий сад», как и в «Бродигерах», большую роль играет эффект солнечного освещения, переданный тонкими тональными отношениями растушевки зелени травы, контрастными столкновениями цветовых пятен и энергичных штрихов на изображении белоснежно цветущих ветвей деревьев.
Возможно, «Цветущий сад» – один из редких примеров работы Левитана в технике пастели на пленэре. На это указывает «скоропись» многочисленных энергичных и разнообразных штрихов, органично вписанных в живописно намеченную композицию пейзажа.