Проект сценической конструкции для спектакля «Хочу ребенка» в театре В.Э. Мейерхольда. План
Патрон шедевра
Эль Лисицкий (1890-1941)
Проект сценической конструкции для спектакля «Хочу ребенка» в театре В.Э. Мейерхольда. План
1928
Размер - 17 x 21,8
Материал - калька
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - АРХ ГР-3568
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника, Новосибирск. 1959
Еще с начала 1920-х годов Лисицкий был увлечен идеей реформирования театра: его интересовали современные технические возможности, которые могли бы перестроить традиционное оформление спектакля, превратить зрителя из пассивного созерцателя в активного участника театрального действия. В этом он был солидарен с режиссерами авангардного театра. В 1928 году Лисицкий разработал проект оформления спектакля «Хочу ребенка» для театра В. Мейерхольда. В докладе о плане постановки Мейерхольд писал: «Я хочу сделать спектакль дискуссионный. <…> Я продолжаю зрительный зал на сцену. Места на сцене мы будем продавать, а часть мест передавать тем организациям, которые примут участие в дискуссии во время или после спектакля. Действие будет прерываться для дискуссии».
Импульсом к созданию пьесы Сергея Третьякова послужила газетная статья с сообщением о том, что в Саратове объявляется «обобществление» женщин. Сюжетом стала популярная в 1920-х годах идея свободной любви и отрицания ценностей семейных отношений между мужчиной и женщиной как «буржуазной условности».
Пьеса должна была быть поставлена в строящемся театре, но строительство затянулось. В 1937 году был расстрелян Третьяков, а в 1939 году Мейерхольд. На долгие годы пьеса была запрещена.