Верещагин Василий (1842-1904)
Верблюд во дворе караван-сарая
1869-1870
Размер - 27,3 x 36,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1931
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
В марте 1869 года в Петербурге в залах Министерства государственных имуществ открылась «туркестанская выставка», собранная из частных этнографических коллекций и дополненная художественными произведениями Верещагина. Вдохновленный успехом выставки и положительными отзывами, художник отправился во второе путешествие по Туркестану. Он посетил разные области Семиречья, включая горные районы Киргизии и южные степи Казахстана. Многочисленные зарисовки и этюды с натуры заполняли походные альбомы Верещагина.
В каждом городе или крупном поселке Средней Азии он останавливался в караван-сараях. Эти местные постоялые дворы служили гостиницами для странствующих купцов и центрами торговли одновременно. На Востоке о доброй славе султана, эмира или хана часто судили по количеству и великолепию воздвигнутых по его приказу караван-сараев, где уставший путник после утомительной дороги мог отдохнуть в гостеприимной и безопасной обстановке. Нередко на таких постоялых дворах, расположенных вдоль Великого шелкового пути, заключались крупные торговые сделки и проходил обмен товарами, поэтому на территории имелись склады с разной продукцией и специальное хранилище для денег и драгоценностей. Здесь купцам предоставляли охрану для сопровождения грузов, а также верблюдов в качестве основного транспортного средства. Эти выносливые вьючные животные способны передвигаться по зыбучим пескам пустыни, преодолевать высушенные ветром степи и невысокие горные перевалы, переносить перепады жары и холода. Знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский подробно описывал особенности характера и физиологии «кораблей пустыни», незаменимых спутников русских путешественников в XIX веке.
На этюде Верещагин написал «портрет» такого верблюда, гордо «позирующего» на фоне высоких глинобитных стен караван-сарая. Налицо все узнаваемые художественные приемы мастера туркестанского периода: статичная уравновешенная композиция, отчетливый линейный рисунок, продуманное построение планов, локальные цвета, выписанность деталей, передача интенсивного солнечного света.