Во время первого путешествия по Индии (1874–1876) Верещагина поразили воины-раджпуты (санскр. «сын царя», или «сын раджи») – особая группа в сословии кшатриев, проживавшая в штате Раджастхан. Они сопровождали процессию приехавшего в Джайпур с официальным визитом принца Уэльского в 1876 году. Именно тогда художник запомнил колоритных пеших и конных воинов в полном облачении, написав их образы в парижской мастерской уже в 1880-е годы (
«Всадник-воин в Джайпуре». 1881, Третьяковская галерея).
Долгие годы главным занятием и привилегией этой этнической касты было военное дело. Известно немало историй о подвигах и самоотверженности раджпутских воинов. В литературе их часто называют «рыцарями северной Индии», вынужденными на протяжении столетий отражать нападения врагов.
На картине Верещагин изобразил уже немолодого седобородого мужчину, весь облик которого выдает в нем раджпута. Несмотря на солидный возраст, он уверенно держится в седле, демонстрируя молодому воину навыки управления конем. Всадник одет в длинный камзол шервани из белой плотной ткани. Такой крой появился в результате соединения традиционного индийского костюма и британского сюртука. Голову воина украшает объемный тюрбан, на ногах узкие штаны чуридары и туфли джутти с острыми загнутыми мысами. Всадник восседает на белоснежном коне, украшенном богатой сбруей. Породистый конь – истинный друг и даже член семьи раджпутского воина. В отделке дорогой бархатной попоны узнается узор национальной вышивки зардози с использованием тончайших золотых и серебряных нитей.
Сочная палитра Верещагина позволяла ему передавать интенсивность ярко-голубого неба и желтой выжженной травы. Под южным солнцем Индии, в мерцании горячих воздушных потоков, в буйном пиршестве красок творческая натура художника получала истинное наслаждение.