В 1893–1894 годах Верещагин осуществил поездку по родным вологодским местам и их окрестностям. Летом 1894 года вместе с семьей он отправился в плавание на небольшой барке по Северной Двине. Результатом поездки стали живописные и графические этюды, которые в виде фототипий иллюстрировали книгу «На Северной Двине. По деревянным церквям», написанную художником и вышедшую в 1896 году. Опубликованная как дневник Верещагина, она обнаруживает его глубокое увлечение миром русской старины и «желание поближе ознакомиться с деревянными церквями на севере, из года в год бесцеремонно разрушаемыми».
Последней пристанью на Двине в пределах Вологодской губернии было село Пучуга, где церковь Петра и Павла конца XVIII века стала главной целью трудного путешествия. Возвышаясь на крутом берегу, храмовое здание подмывалось ежегодно весенним разливом реки с угрозой обрушения. Как вспоминает художник, местный священник встретил гостей подозрительно и пустил внутрь только после знакомства с рисунками из дорожного альбома Верещагина. Интерьер церкви превзошел все ожидания путешественников, особенно удивили «несколько колонн, чисто русского стиля, того оригинального фигурного стиля, который образовался из смешения византийского, итальянского, персидского и чисто мавританского». Художник запечатлел деревянную колонну с оригинальной резьбой, поразившей его воображение, поместив ее фрагмент на первом плане. Верещагин с поразительной точностью передал не только замысловатый орнамент, но и остатки давно утраченной цветной росписи. Мягкое, льющееся слева из окна освещение подчеркивает теплый колорит охристых пигментов.