Воробьев Максим (1787-1855)
Караван-сарай
1820
Размер - 17,1 x 25,2
Материал - бумага
Техника - тушь
Инвентарный номер - Инв.3128
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1896
Рисунок входит в большую серию работ Максима Воробьева из его путешествия по Ближнему Востоку и островам Греческого архипелага. В 1820 году художник был прикомандирован к русскому дипломату Д.В. Дашкову, направленному в Палестину. Её территория находилась тогда в составе Османской империи. Воробьев должен был вычертить, вымерить и зарисовать все важные места, чтимые христианами. Возвращаясь из путешествия по Святой земле, художник нарисовал экзотический вид караван-сарая.
Рисунок сделан в Тантуре. Это небольшая арабская деревня, расположенная у морского побережья в 30 километрах южнее Хайфы. Воробьев и Дашков побывали здесь по дороге к Акре, ныне Акко, соседнему с Хайфой портовому городу, откуда собирались отплыть в обратный путь.
Тантура имела свой порт и хан, или караван-сарай – большой постоялый двор, где останавливались путешественники и торговые караваны. Воробьев зарисовал внутренний вид хана – большую галерею с плоским балочным перекрытием на столбах, соединенных стрельчатыми арками. Она открыта во внутренний двор караван-сарая, где всегда находился колодец или бассейн. В разных уголках галереи художник поместил жанровые сцены; все они точно подмечены в реальной жизни и исполнены с большим мастерством. Воробьев изображает расположившихся на полу купцов, спорящих о товаре, занятых разговором турок с длинными курительными трубками, арабскую женщину, несущую на голове кувшин с водой к очагу, где готовят пищу. В глубине галереи – оседланные лошади на привязи, справа – молящийся мусульманин, курильщики кальянов и мужчина в европейской одежде, смотрящий в окно.
Монохромный рисунок прекрасно передает пространство. Оно создано здесь игрой света и тени. Но, прежде всего, эта работа интересна тем, что в ней персонажи изображены крупным планом и играют не менее важную роль, чем архитектура. Для Воробьева это большая редкость.