Воробьев Максим (1787-1855)
Вифлеем
1820
Размер - 19,7 x 25,2
Материал - бумага
Техника - сепия, тушь
Инвентарный номер - Инв.3130
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1896
Рисунок входит в большую серию работ Максима Воробьёва из его путешествия по Ближнему Востоку и островам греческого архипелага. В 1820 году художник был прикомандирован к русскому дипломату Д.В. Дашкову, направленному в Палестину. Ее территория находилась тогда в составе Османской империи. Воробьёв должен был вычертить, вымерить и зарисовать все важные места, чтимые христианами.
Вифлеем – вторая по значимости после Иерусалима христианская святыня. В городе родился Иисус Христос. Над местом его рождения в IV веке при императрице Елене и ее сыне, римском императоре Константине Великом, был сооружен храм Рождества Христова. В VI веке, в ходе восстания самаритян, храм сгорел, но был восстановлен по повелению византийского императора Юстиниана I. Здание, построенное в VI–VII веках, – базилика Рождества – сохранилось в целостности и поныне, несмотря на завоевания и разрушения, которым не раз подвергался Вифлеем за свою многовековую историю. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей и оборонительной стеной. В следующем столетии, в ходе многочисленных войн, стены Вифлеема были разрушены, однако в начале XVI века, в годы османского владычества, – вновь отстроены.
При османах в городе жили христиане и мусульмане. Базиликой Рождества владели христианские церкви. Главный алтарь, как и ныне, принадлежал православным грекам. Вид Вифлеема Воробьёв зарисовал с одного из соседних холмов. Композиция разделена на два плана, которые художник отвел двум мирам. Ближний план в коричневых тонах сепии отдан изображению настоящего дня Палестины начала XIX века. Изображены арабские женщины, остановившиеся на отдых у дороги, и отряд скачущих турецких всадников. Рисунок Воробьёва здесь дробный и динамичный. Он оттеняет светлый дальний план, где изображена базилика Рождества за стенами Вифлеема. Озаренный солнцем древний город, священный для христиан, выглядит незыблемой вечной твердыней.