Воробьев Максим (1787-1855)
Аудиенция русского посольства у султана
1820-1821
Размер - 20,4 x 30,4
Материал - бумага желтоватая
Техника - перо, акварель, кисть, тушь
Инвентарный номер - Инв.6498
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
Рисунок входит в большую серию работ Максима Воробьёва из его путешествия по Ближнему Востоку и островам Греческого архипелага. В 1820 году художник был прикомандирован к русскому дипломату Д.В. Дашкову, направленному в Палестину. Ее территория находилась тогда в составе Османской империи. Воробьёв должен был вычертить, вымерить и зарисовать все важные места, чтимые христианами. Его главной задачей было «снять под величайшим секретом» план храма Воскресения в Иерусалиме.
По пути в Палестину художник больше двух месяцев провел в Буюкдере, предместье Константинополя, где располагался летний дом русского посольства. Он рисовал акварельные виды города и его окрестностей, делал множество натурных зарисовок в альбомах. Возвращаясь из Палестины, с конца декабря 1820 до начала марта 1821 года, Воробьёв также жил в Буюкдере.
Акварель «Аудиенция русского посольства у султана» исполнена в Константинополе, однако это не рисунок с натуры. Он относится к известному иконографическому типу изображения церемонии приема послов османским султаном. Этот тип получил широкое распространение благодаря Жану-Батисту Ванмуру, франко-фламандскому художнику, которому в 1727 году было разрешено войти во дворец, сопровождая голландского посла и его свиту. Написанная Ванмуром картина с изображением аудиенции у султана Ахмеда III стала эталоном. Дипломатические представители разных стран заказывали ему похожие полотна, желая иметь документальное подтверждение своей деятельности. Такой же тип изображения еще долго повторяли европейские живописцы, работавшие в Турции.
По-видимому, Максим Воробьёв, как художник русской дипломатической миссии, не мог оставить без внимания этот сюжет. Однако конкретное событие, послужившее основой его рисунка, пока остается загадкой.