Гончарова Наталия (1881-1962)
Французский петух. Лист из альбома литографий «Война»
1914
Размер - 32,5 x 24,2
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГР-972/4
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». 14 литографий обозначают год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Второй, третий и четвертый листы альбома символически представляют три главные державы союза Антанта. Белый двуглавый орел – символ России, Лев – символ Англии и Галльский петух – символ Франции.
Четвертый и пятый листы альбома, «Французский петух» и «Дева на звере», скомпонованы между собой. На литографии петух стоит на жерле пушки среди летящих снарядов. Он громко возвещает о надвигающейся опасности. Навстречу ему, в другом листе, движется апокалиптическая вавилонская блудница на многоголовом звере. Ранее, весной 1914 года, Наталия Гончарова оформляла оперу-балет «Золотой петушок» в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. В сказке А.С. Пушкина и опере Н.А. Римского-Корсакова петушок кричит, предупреждая о приближении врага.
Галльский петух не входит в эмблему Франции, однако с давних времен он считался аллегорическим названием страны, символически обозначающим бдительность и задор, характерные для французов. Во время войны на многих французских плакатах изображался петух, который громко кричит и побеждает германского орла или немецких воинов. А Михаил Булгаков позже писал в «Днях Турбиных»: «Галльские петухи в красных штанах, на далеком европейском Западе, заклевали толстых кованых немцев до полусмерти».
Литография исполнена очень экспрессивно. Черная интенсивная штриховка на изображении дополняется резкими всполохами белого цвета листа.