Гончарова Наталия (1881-1962)
Видение. Лист из альбома литографий «Война»
1914
Размер - 32,8 x 24,8
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГР-972/8
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». 14 литографий обозначают год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Седьмой и восьмой листы альбома являются центральными образами цикла. После огненного «Архистратига Михаила» следует «Видение». Современные солдаты на конях видят на небе явление Богоматери с младенцем Христом. Воины держат у груди фуражки, как на молебне. Некоторые кони встают на дыбы. Гончарова обращается к одному из главных образов Апокалипсиса. Явление на небе «великого знамения: жены, облеченной в солнце… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы…» (Откр. 12: 1-5).
Современники хорошо понимали, о чем рассказано в восьмом листе цикла. В сентябре 1914 года в печати появилось множество сообщений о том, что накануне сражения под городом Августов в ночь с 31 августа на 1 сентября солдаты увидели в небе Богородицу с Младенцем. Следующий день ознаменовался большой победой русской армии. В ноябре 1914 года в журнале «Нива» появился первый образ Августовской иконы Богоматери.
На литографии Наталии Гончаровой изображение Богоматери и Младенца иконографически ближе всего к Казанской иконе. Перед Казанской иконой был оглашен императорский манифест о вступлении России в войну с Германией. Казанская икона с XVII века была особо почитаема на Руси как защитница от вторжения иноземцев. Художница привносит в свой образ современный элемент: мафорий Богородицы на гравюре напоминает белую головную косынку сестер милосердия времен Первой мировой войны.