Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». 14 литографий обозначают год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Образ на одиннадцатом листе альбома обращен к тексту Апокалипсиса: «и град, величиною в талант, пал с неба на людей» (Откр. 16, 21). Композиция литографии «Град обреченный» напоминает картину «Ангелы, метающие камни в город» из цикла Наталии Гончаровой «Жатва» 1911 года.
В сознании народа, рядовых солдат война без видимого врага утрачивала естественный характер. Картины широкомасштабных артобстрелов и воздушных налетов вызывали чувство смертельного ужаса. Противник воспринимался как исчадие ада, текущие военные действия сравнивались с адом, Страшным судом.
Первые бомбардировки городов с воздуха положили конец романтическому восприятию авиации в культуре. Под ангелами на литографии Гончаровой темный, ощетинившийся европейский город. Первым потрясением войны была бомбардировка Антверпена в сентябре 1914 года, на которую откликается А. Блок: «Взгляни наверх… увидишь ты предвестье бури, Кружащийся аэроплан». Даже страстный авиатор, поэт-футурист Василий Каменский писал: «Господи, Меня помилуй И прости. Я летал На аэроплане».
В самом начале войны бомбы с аэропланов сбрасывали вручную. Ликам ангелов художница придает мужские черты, изображает усы и волосы на пробор, как будто ангелы гнева, несущие в своих руках смерть и разрушение, – сами авиаторы.
Название литографии, «Град обреченный», стало нарицательным в России, олицетворяя собой ужасы мировой бойни. Основные иконографические источники этой темы – старообрядческие лицевые апокалипсисы и древнерусские фрески, художественный язык которых Гончарова переводит в кубистическую, лаконичную и резкую экспрессию начала ХХ века.