Гончарова Наталия (1881-1962)
Геометрическая композиция
1920-е
Размер - 37,7 x 27
Материал - бумага
Техника - гуашь, пошуар
Инвентарный номер - Р-10170
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Техника пошуара (от фр. Poche – карман, прорезь) – создание рисунка при помощи трафаретов, изготовленных по эскизам художника. Краска через трафарет наносилась вручную на бумагу кистью или тампоном. Первые экземпляры раскрашивались самой Гончаровой, остальные по авторским образцам – в парижских ателье. Достоинством техники было соединение возможности тиража и иллюзии оригинального рисунка, «ручного производства». В среде русской художественной эмиграции за Гончаровой даже закрепилось «авторство» новой техники. К технике пошуара Гончарова обратилась в конце 1910-х годов во Франции, однако, интерес к трафарету возник гораздо раньше, в России, и связан с увлечением Гончаровой и Ларионовым народным искусством и особенно лубками, которые раскрашивались также при помощи трафаретов. Среди экспонатов Выставки иконописных подлинников и лубков, организованной М.Ф. Ларионовым в Москве в 1913 году, указаны «трафаретные формы». В парижский период пик увлечения трафаретом относится к концу 1910-х–середине 1920-х, когда Гончарова много работала в декоративной сфере: исполняла оформление интерьеров, ширмы, эскизы тканей для Домов Моды, иллюстрации к книгам.
Первые пошуары Гончаровой и Ларионова вошли в альбом «Gontcharova – Larionov L'art Décoratif Théâtral moderne». Paris, la Cible, 1919 . Очевидно, предполагалось издание тематических серий: «Театральные портреты», «Времена года», «Купальщицы». Техника плоскостных декоративных форм, характерная для пошуаров оказала влияние на живописное творчество Гончаровой начала 1920-х («Купальщицы», «Завтрак», «Испанки с собакой», в свою очередь некоторые из живописных работ имеют воспроизведения в технике пошуара.