Гончарова Наталия (1881-1962)
Женщина в сарафане и лаптях. Эскиз костюма к балету И. Стравинского «Свадебка»
1915-1916
Размер - 42,7 x 26,3
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-14911
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
13 июня 1923 года на сцене парижской Гранд Опера наконец-то состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Свадебка» в оформлении Наталии Гончаровой. Работа над этим спектаклем продолжалась почти 9 лет, несколько раз менялся хореограф, Гончарова исполнила множество вариантов оформления. «Постоянно во время работы я вспоминала о деревенской свадьбе, на которой присутствовала в детстве, где огромное количество народу, с трудом втиснувшееся в избу, едва умещалось за огромным столом. Они утирались вышитыми полотенцами. Все кричали, ели, пили», – писала Гончарова в своих воспоминаниях о работе над балетом.
К этому первому периоду относится расброшюрованный альбом с эскизами костюмов. Блестящие, насыщенные энергией рисунки словно выполнены на едином дыхании. Лишенные цвета, они с особой остротой выявляют декоративный талант художницы, строящийся не только на колористических эффектах, но и на ритмической организации листа. С артистической виртуозностью Гончарова разрабатывает различные декоративные темы, в основе которых лежит то изощренная растительная форма, то мотивы народного искусства. Из своего первого, по-настоящему профессионального театрального опыта художница извлекла практические уроки: фигуры в костюмах приобретают фронтальность, статичность, четкую проработку всех деталей одежды и элементов узора.
Эти графические эскизы в большей степени, чем законченные картоны, позволяют проследить поиски художницы, а также найти те источники, к которым обращалась Гончарова и о которых она упоминает в своих записках.
Среди эскизов костюмов достаточно четко прослеживаются две линии. Первая восходит к реальному бытовому костюму, который Гончарова запечатлела еще в своих ранних «крестьянских циклах», босоногие мужики и бабы порой даже изображены за какими-нибудь сельскохозяйственными работами. Вторая линия отразила стремление создать новый сценический русский костюм, основывающийся на различных вариантах крестьянского костюма. «Свадебка» стала отражением ее поисков, итогом ее размышлений о воплощении фольклорной темы в балетном театре.