Гончарова Наталия (1881-1962)
Папка для альбома литографий «Война»
1914
Размер - 36,6 x 27,4
Материал - бумага
Техника - печать
Инвентарный номер - ГР-972/15
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». 14 литографий обозначают год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Как отмечает историк искусства Н.А. Гурьянова, в русской графике 1914–1916 годов не было столь заметных, непосредственно вдохновленных войной и посвященных ей произведений, давших столь глубокое, символическое прочтение темы. Может быть, единичными исключениями были альбомы О. Розановой «Война», А. Кручёных «Вселенская война» и книга П. Филонова «Пропевень о проросли мировой».
Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Первый образ альбома – это небольшой гравированный лист, наклеенный на папку с литографиями: ангел с мечом. В иконописи с мечом принято изображать архангела Михаила. Спокойствие, мощь и грозное предстояние в этом образе сочетаются с экспрессивной напряженностью. Архангел Михаил предстает на литографии как образ Нерушимой стены, известный в древней Руси. Он напоминает библейский образ огненного херувима, охраняющего Эдемский сад.
Гравюра Наталии Гончаровой исполнена сильными черными штрихами. Нимб архангела образуется не только очерчивающей его линией, но и изгибом крыльев. Мощные крылья с силой втиснуты в прямоугольный проем листа. У архангела большие темные глаза и сурово сдвинутые брови. На одеждах – треугольные пучки ассистов. Правой рукой архангел указывает на светлый яркий меч. На обложке альбома начинают звучать слова Апокалипсиса: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13: 10).