13 июня 1923 года на сцене парижской Гранд Опера наконец-то состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Свадебка» в оформлении Наталии Гончаровой. Работа над этим спектаклем продолжалась почти 9 лет, несколько раз менялся хореограф, Гончарова исполнила множество вариантов оформления. «Постоянно во время работы я вспоминала о деревенской свадьбе, на которой присутствовала в детстве, где огромное количество народу, с трудом втиснувшееся в избу, едва умещалось за огромным столом. Они утирались вышитыми полотенцами. Все кричали, ели, пили», – писала Гончарова в своих воспоминаниях о работе над балетом.
К этому первому периоду относится расброшюрованный альбом с эскизами декораций. Изысканные графические рисунки декораций, апеллирующие к народной вышивке, крестьянской набойке, народной росписи и резьбе, то обыгрывают традиционные принципы построения театрального пространства: кулисы и задник, насыщая их бесконечными растительными орнаментами, то варьируют элементы деревянной архитектуры: пересекающиеся балки, венцы, срубы. Действие то переносится на улицу, то возвращается в интерьер избы с огромным накрытым столом – неотъемлемой частью свадебного праздника. Изображая место действия спектакля, Гончарова не столько следует каким-либо образцам народного искусства, сколько использует те же приемы поэтического «украшения», орнаментализации, которые существуют и в народном фольклоре, в том числе в обрядовых свадебных песнях.
«Не тесан терем да не скоблен,
Только хорошо да расписан
Всякими красками да разноцветными...»
Но декорации насыщены не только орнаментами и всевозможными декоративными деталями, но и множеством предметов быта: ковровые дорожки, иконы, сундуки, шандалы со свечами. Каждый из них – необходимая принадлежность свадебного обряда, обязательный ритуальный атрибут действа (например, сундуки с приданым, из которых невеста «дарила» будущих родственников). При работе над оформлением балета Гончарова использовала сборник обрядовых песен П.В. Киреевского, содержащий описание свадебных обрядов в различных российских губерниях. «Свадебка» стала отражением ее поисков, итогом ее размышлений о воплощении фольклорной темы в балетном театре.