Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 года по приглашению искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и поселился с его семьей на даче "Песочная". «Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», – пишет он в письме Александру Бенуа.
Среди последних работ Мусатова – три пейзажа, написанных в сентябре - октябре 1905 года с панорамой Оки, открывающейся с верхней террасы дачного дома: «Балкон осенью», «Осень», «Куст орешника». Все чувства художника обострены, он наедине с природой, и чистая ее красота находит в его пейзажах такое же чистое, предельно искреннее воплощение. Эти пейзажи составляют своеобразный цикл. Формально их объединяет общий мотив, а в буквальном смысле – «единая точка зрения», при этом каждое из произведений дает новое, принципиально иное звучание темы.
Акварель «Балкон осенью» наиболее близка к натуре, реалистична и традиционна. Здесь буквально обозначена сама «точка зрения» – место, где находился художник во время работы. В акварели преобладают бледно-алые и золотистые тона листьев на деревьях и на полу балкона. На втором плане, вдали, виден небольшой просвет между желтеющими кронами берез. Взгляду зрителя открывается гладь Оки и серое небо. Но эти виднеющиеся из-за полупрозрачной осенней листвы дали занимают столь незначительное место в композиции картины, что доминирующим остается ощущение замкнутости пространства.