Полет Фауста и Мефистофеля. Эскиз одноименного декоративного панно (1896, ГТГ) для особняка А.В. Морозова в Москве
Патрон шедевра
Врубель Михаил (1856-1910)
Полет Фауста и Мефистофеля. Эскиз одноименного декоративного панно (1896, ГТГ) для особняка А.В. Морозова в Москве
1896
Размер - 10,8 x 12,5
Материал - бумага
Техника - акварель, кисть, тушь
Инвентарный номер - Инв.30353
Поступило из собрания С.А. Бахрушина. 1926
Усадьба во Введенском (в Подсосенском переулке, дом 21, строение 1) была приобретена дедом А.В.Морозова Елисеем Саввичем Морозовым в 1839 году, в 1878–1879 – перестраивалась его отцом В.Е. Морозовым. Алексей Викулович Морозов в свою очередь унаследовал усадьбу и решил перепланировать часть усадебных интерьеров, пригласив в 1895 году для перестройки и перепланировки Ф.О. Шехтеля.
Сам заказчик А.В. Морозов был страстным коллекционером, собирателем икон, гравюр и фарфора. Интерьеры особняка перестраивались с учетом своего будущего предназначения – служить демонстрации уникальных коллекций. Для морозовского особняка во Введенском переулке Ф.О. Шехтель спроектировал двухсветный кабинет и библиотеку в готическом стиле, рокайльную гостиную и вестибюль с использованием мотивов древнеегипетского искусства. Для создания живописных декоративных панно в интерьерах архитектор приглашает М.А. Врубеля. Художник, любя музыку и поэзию, для Готического кабинета замыслил композиции по мотивам трагедии И.В. Гёте «Фауст» и одноименной оперы Ш. Гуно.
Сестра живописца А.А. Врубель так будет писать в своих воспоминаниях: «Брат оканчивал здесь [в Люцерне] над серией панно на тему из «Фауста» – заказ Морозова, начатый еще весной». Данный рисунок – эскиз одного из панно, в настоящее время хранящегося в Государственной Третьяковской галерее (1896). Хорошо проработана главная композиционная тема – безудержный полет Фауста и Мефистофеля, послуживший, в свою очередь, мотивом для описания полета Воланда и его свиты над Москвой в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Во время революции 1917 года особняк был захвачен анархистами. Как пишет историк московского модерна Л.В. Сайгина, «6 августа 1918 года Алексею Викуловичу удалось получить Охранную грамоту, по которой дом признавался квартирой-музеем гражданина А.В. Морозова. Через год началась работа специальной комиссии по приему особняка и коллекций, хранившихся в тридцати восьми витринах второго этажа и содержавших на тот момент 2372 произведения. 5 июля 1919 года особняк получил статус «Музея-выставки русской художественной старины», а А.В. Морозов остался пожизненным хранителем коллекций». В 1929 году Музей фарфора был перепрофилирован в Государственный музей керамики, а в 1932 году музейная коллекция была передана в музей-усадьбу «Кусково».