Тема цветов – особая в творчестве Михаила Врубеля. Внимательное изучение природы было для него равным по значимости урокам ренессансных мастеров. Соединение натурных штудий и знание живописных приемов великих предшественников давало Врубелю возможность найти свой собственный художественный почерк, понять природу своей творческой индивидуальности. Вот что он писал сестре А.А. Врубель осенью 1883 года: «Когда я начинал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено. Это очень недавний вывод. Раньше же я думал, или лучше разные детали техники заставляли меня думать, что мой взгляд в основе расходится с требованием серьезной школы. Само собой, что усвоение этих деталей помирит меня со школой, было выводом отсюда; и вот принялся за них как за сущность. Тут началась схематизация природы, которая так возмущает реальное чувство, так гнетет его, что, не отдавая даже себе отчета в причине или просто заблуждаясь в его отыскании, чувствуешь себя страшно не по себе и в вечной необходимости принуждать себя к работе, что, как известно, отнимает половину в ее качестве. Очень было тяжело. <…> Но достижение этой цели никогда не выкупило бы огромности потери: наивного, индивидуального взгляда – вся сила и источник наслаждений художника». Именно рисунки цветов стали для Врубеля школой поисков новых форм в искусстве, а для многих художников – современников мастера, такая постановка задач сама по себе была откровением.