Воробьев Максим (1787-1855)
Иерусалим ночью
1830-е
Размер - 79,3 x 128
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.176
Приобретено П.М.Третьяковым у Э.З.Маевского. 1891
Картина написана по впечатлениям от поездки на Святую землю и на основании натурного этюда. Художника поразила неожиданно увиденная с Елеонской горы панорама ночного Иерусалима, превращенного под воздействием лунного света в мистический библейский светозарный Небесный Град, сверкающий, словно камень смарагд, в ночном небе. Сильными динамичными мазками обобщенно переданы особенности рельефа, сумрак напоен мягким свечением звездного покрова. Таинственностью веет от укутавших пустынную землю ночных теней, тонет во тьме весь первый план картины, где едва видны фигурки людей. Из всех теснящихся за стенами построек выделяется в голубоватых отсветах мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Тогда как двойной купол храма Воскресения Христова (Гроба Господня) едва заметен.
Наполненность картины духовным переживанием вызывала у первых зрителей молитвенное чувство, словно перед ними оживали строки Откровения Иоанна: «И я… увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 2; 23). Сама картина неоднократно повторялась и варьировалась художником.
Сын солдата, поступившего на службу в Академию художеств, Воробьёв учился в самой Академии в 1798–1809 годах, в классе перспективной живописи. По окончании удостоился большой золотой медали за программу «Вид новостроящейся церкви Казанской Божией Матери с околичностями» и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника. Оставлен пенсионером при Академии. Звание академика получил в 1814 году. С 1815 преподавал в живописном классе архитектуру и перспективу. Писал виды Москвы. Весной 1820 года был отправлен в составе дипломатической миссии Д.В. Дашкова в путешествие по Ближнему Востоку. Исполнил целый ряд зарисовок и этюдов с видами святых мест и христианских святынь, часть из которых была гравирована. Позже в Петербурге писал картины по материалам поездки, которые пользовались большой популярностью. В 1823 получил звание профессора перспективы. С 1826 года руководил пейзажным классом.
Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником. Один из вариантов принадлежал графу А.Х. Бенкендорфу, вариант-повторение 1844 находится в КМРИ.