Художник-пейзажист Максим Никифорович Воробьев посетил Италию на пороге старости, в 1845 году. За время поездки он побывал в Риме, Неаполе и Сицилии, осмотрел раскопки города Помпеи. Он также посетил Палермо, где стал свидетелем того, как город готовился к приезду Александры Федоровны. Российская императрица поправляла здоровье в теплом климате в местечке Оливуцца, на вилле Бутера, которую получила в подарок от своего третьего мужа, купца палермитанца Георга Вильдинга, русская княгиня Варвара Петровна Шувалова. В это время в Палермо находился старший сын живописца, пенсионер Академии художеств Сократ. Вместе с художником В.А. Серебряковым по приказу Его Императорского Высочества герцога Лейхтенбергского он
снимал здешние
видывиды и исполнял заказы императорского двора. В письме к неизвестному адресату В.А. Серебряков излагал интересные подробности высочайшего визита: «Пароход с Твердой Земли сюда приходит два раза в неделю и потому здесь ничего никто не знает, когда приедет Императрица. Сицилийцы говорят, что они хотели сделать город богаче – но им не позволили... Был здесь пароход «Бессарабия» и привез Аптекарей, поваров, хлебников и … линейных казаков, которые прогуливаются, сопровождаемые народом и мальчишками. Дом, в котором будет она жить, невелик но, говорят, отлично отделан… Но сад отличный весь в цветах, тут всех родов растения и Пальмы и бананы … Для свиты наняты еще пара домов. Сицилийцы же говорят, что по первому плану Императрицу должны
были принять здесь губернатор и… будто бы Король непременно сам будет встречать и что он послал пароход «Генуя» (на котором намеревался прибыть в Палермо)».
23 октября 1845 года, во второй половине дня, фрегаты «Камчатка» и «Бессарабия» отплыли от порта Генуя и через два дня вошли в порт Палермо. Этот момент и запечатлел на своей картине художник. На фоне гор представлена тихая гавань, наполненная судами. На фоне чистого голубого неба выделяются мачты фрегата царственной гостьи. Среди стоящих у причала людей выделить главных действующих лиц невозможно. Однако художнику удалось очень убедительно передать взволнованность и оживление палермитанцев в этот знаменательный для города день. Картина попала в коллекцию по инициативе самого П.М. Третьякова. В ходе исследований сотрудники галереи установили, что произведение является эскизом к одноименному живописному полотну из собрания Киевского национального музея русского искусства.