Воробьев Максим (1787-1855)
Итальянский вид ночью. Маяк в Палермо
1847
Размер - 49 x 68,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.179
Приобретено П.М.Третьяковым у Э.З.Маевского. 1891
Художник Максим Никифорович Воробьёв происходил из семьи солдата, который в 1796 году поступил на службу в Императорскую Академию художеств для обучения воспитанников музыке. В 1798–1809 годах учился у Ж. Тома де Томона и Ф.Я. Алексеева, а после смерти последнего руководил классом живописи пейзажей и перспективы. В своих произведениях он отражал разные состояния природы в зависимости от освещения и настроения, достигал глубокой эмоциональной выразительности и поэтичности образов. Воробьёв был одним из родоначальников ночного пейзажа в русском искусстве. В этом жанре живописи наиболее ярко проявились его художественные искания.
В 1845–1846 годах уже зрелый мастер совершил путешествие в Италию, которая вдохновила его на создание новых романтических видов. В октябре 1845 года М.Н. Воробьёв прибыл в Палермо – столицу острова Сицилия в Тирренском море, где ждал его сын, художник Сократ Воробьёв.
В отличие от столичного Рима в Южной Италии не сложилась колония русских художников. Тем не менее здесь сплетались судьбы мастеров самых разных жанров и направлений, которых привлекала суетливая жизнь бедняков на побережье, идиллические морские пейзажи и археологические памятники. Под влиянием непринужденной атмосферы этих мест художники создавали полные жизненной правды и чувственной неги произведения, ставшие впоследствии шедеврами мирового искусства.
На картине Воробьёва представлен прибрежный вид города Палермо. Завораживающую ночную мглу пронизывает холодный свет полной луны, который дорожкой отражается в водной глади залива. Линию горизонта рассекают сложные очертания гор мыса Заварано. А в дробный рисунок светящихся облаков врезаются мачты пришвартованных у берега лодок. Взгляд зрителя на картине приковывает вертикаль башни маяка – романтического объекта, дарующего спасение заблудившимся морякам. Горячий свет его фонаря выступает как символ надежды среди темноты, невзгод и испытаний.
Авторское название картины – «Маяк в Палермо». С этим названием полотно экспонировалось на выставке в Императорской Академии художеств в 1849 году. Однако во всех каталогах Третьяковской галереи, куда картина поступила по инициативе П.М. Третьякова, она именуется как «Итальянский вид ночью».