Корин Павел (1892-1967)
Священник у аналоя со свечой
1931
Размер - 175 x 102
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-830
Приобретено у автора. 1965
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции, и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Некоторым портретам, написанным П.Д. Кориным для "Реквиема" присуще преувеличение, доведенное в иных случаях почти до гротеска, намеренно выбранного автором для большей убедительности образа.
Таков неоконченный портрет священника со свечой у аналоя. Художник подчеркивает его неказистую фигуру, короткое туловище, крупную голову с высоким лбом и длинный крючковатый нос, глаза священника почти закрыты, брови сильно приподняты. Из-за подбородка, прижатого к груди, и окладистой бороды вся голова его кажется причудливой формы. Священник стоит перед огромной раскрытой книгой, держа в руках зажженную свечу. Несмотря на свою незавершенность, этот этюд наполнен теплом и душевностью.
Личность изображенного священника неизвестна, но известно, что портрет написан с увиденного в 1931 году на Валааме священника, читающего так называемые мефимоны - распространенное в просторечии название службы с чтением покаянного канона Андрея Критского. Фигура священника с зажженной свечой присутствует в нескольких вариантах композиции к картине «Реквием», но в последнем эскизе отсутствует.