Корин Павел (1892-1967)
Нищий
1933
Размер - 109 x 127
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-577
Приобретено у автора. 1965
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Сильное впечатление оставляет портрет сидящего на земле нищего. Он сидит, поджав под себя сухие неподвижные ноги и опираясь на землю сильными, узловатыми руками, неестественно развитыми, так как всю жизнь ему пришлось на них передвигаться. Его мощный торс напоминает основание столетнего дерева. Косматые седые пряди, изборожденное морщинами и буграми лицо, жгучий, острый, пронизывающий взгляд – все наполнено могучей, стихийной силой.
Корин увидел этого старика на паперти Дорогомиловского собора, был поражен неповторимой характерностью его облика и решил написать с него этюд. Прасковья Тихоновна Корина, жена художника, вспоминает, что Павел Дмитриевич с трудом дотащил его на чердак, в свою мастерскую на Арбате, старик был весь во вшах, и после трех дней работы, ей пришлось все чистить и мыть.
На основном эскизе картины нищий изображен автором, как самый ближний к зрителю персонаж на первом плане.