Корин Павел (1892-1967)
Слепой
1931
Размер - 173 x 102,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-568
Приобретено у автора. 1964
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции, и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Значительная группа портретных этюдов была выполнена П.Д. Кориным в 1931 году. Художник все более и более углубляется в замысел своей картины, находит новые интересные образы. Среди наиболее запоминающихся - портрет «Слепого».
На портрете изображен слепой певчий Данила. В 1920-е - начале 1930-х годов он служил в Москве в храмах Высоко-Петровского монастыря, а также в церкви Рождества Богородицы в Путинках. Слепой Данила управлял хором на левом клиросе. Он ослеп после детской болезни, в возрасте шести или семи лет, и читал во время службы всё по памяти. Павел Дмитриевич увидел, как Данила ходит в церкви с поднятыми руками, пробираясь от одного клироса на другой, и попросил его также встать для позирования.
Этюд с него писался в мастерской Корина на Арбате. Жена художника, Прасковья Тихоновна Корина, вспоминает, что во время написания портрета Данила жил у них четыре дня. Во время позирования он прислушивался к арбатскому шуму и, услышав звучные сигналы трамваев, восклицал: «А Вавилоны-то шумят!».
В этом портрете Павел Дмитриевич очень точно улавливает и передает характерные движения слепого человека, словно имеет возможность прочувствовать, как он прислушивается, осязает окружающее его пространство и предметы тонкими, чуткими пальцами. Правая его рука нащупывает, пробирается вперед, а пальцы левой руки устремлены прямо, они “видят”, они “слушают”, и слепой, прислушиваясь к ним, двигается вперед. Художник дает возможность ощутить мир через восприятие слепого человека, понять его судьбу.
Портрет Данилы создан художником с замечательной силой и психологической проникновенностью.