Корин Павел (1892-1967)
Рыбы. Эскиз витража в магазине «Гастроном» (высотное здание на пл. Восстания в Москве)
1953
Размер - 36 x 68,5
Материал - бумага
Техника - тушь, карандаш, масло, серебряная краска
Инвентарный номер - ЖС-1454
Поступило от Всесоюзного производственно-художественного комбината. 1978
П.Д. Корин как монументалист известен своими мозаиками для станций Московского метрополитена, здания МГУ, а также витражами для станции метро "Новослободская" и дома на Кудринской площади. Несмотря на то, что создание витражей не было для П.Д. Корина основным направлением творчества, он большое значение придавал витражному делу и делал все возможное для привлечения внимания к этому виду искусства, находящемуся к началу 1950-х годов в упадке. П.Д. Корин писал, что витраж является одним из наиболее эффектных способов монументального оформления здания.
Дом на Кудринской площади - одно из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х - 1950-х годов. Важнейшим элементом каждого высотного дома было его индивидуальное художественное оформление. Использовались практически все виды искусства: скульптура, фрески, мозаики, витражи, станковая живопись. В едином проекте с ними прорабатывались все декоративные элементы, осветительные приборы, фурнитура. Всё художественное оформление задумывалось как неотъемлемая часть архитектурного проекта, создающая неповторимый облик здания. Одной из отличительных черт дома на Кудринской площади стали витражи.
П.Д. Корин приступил к работе над эскизами витражей для высотного здания на Кудринской площади в 1952 году. В 1954 году на рижском комбинате "Максла" витражи были изготовлены. Они выполнены в смешанной технике - использованы стекла с гладкой и фактурной поверхностями, а также роспись по поверхности стекла. Витражи установлены в залах магазина "Гастроном" и в вестибюлях подъездов, и для их подсветки используется электрическое освещение.
Для гастронома были созданы горизонтальные фризы с композициями, тематически связанными с назначением зала. П.Д. Корин поддерживает архитектурное оформление интерьеров и использует античные мотивы и формы. Он заполняет поля витражей рогами изобилия и вазонами с фруктами, овощами, колосьями и цветами. Между пилястрами, на фоне пышных темно-красных занавесей, художник изображает гирлянды с дарами моря, кроликами, куропатками, кабанами, овощами и фруктами. Все композиции насыщены декоративными элементами, что подчеркивает ощущение изобилия.
На данном эскизе представлен один из вариантов витража рыбной секции гастронома. Чтобы объединить рыб в общую форму, увязать между собой и не уйти в излишнюю детализацию, П.Д. Корин охватывает гирлянды рыболовной сетью и перевивает алыми лентами. Таким образом композиция становится логичной и законченной.
Благодаря пышным декоративным формам, обилию деталей, ярким, сочным цветам, усиленным подсветкой, художнику удается создать радостное и праздничное настроение в оформлении гастронома.