Корин Павел (1892-1967)
М.К. Холмогоров
1929
Размер - 71 x 67,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-572
Поступило от Дирекции художественных выставок и панорам. 1964
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции, и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Неизменно вдохновлял П.Д. Корина своим “рыцарским образом” Михаил Кузьмич Холмогоров, его портреты Павел Дмитриевич писал неоднократно. Для «Реквиема» было написано три портрета М.К. Холмогорова, два из которых вошли в окончательный эскиз к картине. Михаил Кузьмич славился своим голосом, послушать его со всей Москвы съезжались знатоки и любители церковного пения. Его служение отличалось особой проникновенностью, четкостью произношения и выразительностью пения молитвословий.
М.К. Холмогоров неоднократно получал заманчивые приглашения на оперную сцену, но остался верен своему духовному призванию. В 1939 году М.К. Холмогоров был арестован по ложному обвинению, спустя год освобожден и реабилитирован. С 1943 года до своей кончины протодиакон М.К. Холмогоров служил в церкви апостола Филиппа в переулке Аксакова на Арбате.
Первый живописный портрет М.К. Холмогорова для «Реквиема» был написан П.Д. Кориным в 1929 г. Павел Дмитриевич часто наблюдал его на службах, делал зарисовки в своих записных книжках. В то время, когда композиция и даже идея самой картины рисовалась художнику еще недостаточно ясно, П.Д. Корин уже определяет ее главных персонажей, неизменно присутствующих во всех вариантах композиции будущего произведения. М.К. Холмогоров стал одним из таких ключевых образов.
В этом погрудном портрете Павел Дмитриевич словно изучает натуру, ищет в ней нужный образ, который затем войдет в его картину. П.Д. Корин запечатлевает все то, что его более всего поражало в М.К. Холмогорове – несколько удлиненное, с сильными, выразительными чертами лицо, суровость, величественную осанку. По замыслу художника М.К. Холмогоров должен был стать центральной фигурой задуманной картины.