Корин Павел (1892-1967)
Эскиз мозаики станции метро «Новослободская»
1951
Размер - 40 x 30
Материал - фотобумага
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6736
Поступило по завещанию П.Т. Кориной. 1999
Станция Московского метрополитена “Новослободская” была построена по проекту архитектора А.Н. Душкина и открыта в январе 1952 года. Художественное оформление центрального зала выполнено по эскизам Павла Корина. На боковых пилонах располагаются подсвеченные изнутри витражи, а на торцевой стене – мозаика «Мир во всем мире».
Эта мозаика неоднократно меняла свой внешний вид. Первоначально композиция была сложнее и отдаленно напоминала популярные в то время гимнастические пирамиды – по сторонам от женщины стояли два ребенка, с разведенными в стороны руками, а сама женщина держала младенца высоко над головой. Раскинутые руки младенца были обращены к медальону с изображением В.И. Сталина и своим изгибом повторяли форму нижней части медальона. Пирамидальность композиции подчеркивалась симметрично спускающимися от медальона к нижним углам мозаики лентами с надписью «Мир во всем мире».
Однако еще в процессе набора мозаики от боковых фигур отказались. Вероятно, это было сделано из-за спешки – мозаику пришлось упростить, чтобы успеть к сроку открытия станции. Вскоре после открытия поступила жалоба, что изображенная женщина напоминает Мадонну. Мозаику спешно закрыли фанерной фальшстеной, а в дальнейшем возникло и более радикальное предложение - сбить всю композицию. Чтобы спасти панно, П.Д. Корину пришлось дважды его переделывать. Сначала он поменял позу и расположение младенца, чтобы избежать ассоциаций с Мадонной. А в 1966 году изменил и верхнюю часть мозаики, заменив медальон со Сталиным на летящих белых голубей.
Представленный эскиз наглядно показывает работу художника над изменением композиции. На фотографии картона (эскиза мозаики в натуральную величину) поверх изображения художник наносит новый вариант, перекрывая те элементы, от которых предполагает отказаться. Частично проглядывающие из под краски фигуры детей, стоявших по сторонам женщины, и голова младенца в нижней части медальона со Сталиным указывают на первоначальную композицию.